Абашевская игрушка

Язык/Language: Русский   English

Абашевская игрушка

Абашево керамикаНачиная с 19 века, село Абашево признавалось гончарным центром России. Именно абашевские мастера научились лепить из глины игрушки, поражающие лаконизмом скульптурного языка, пластической выразительностью, а главное — отходом от натурализма.
Абашевские игрушки показывали сатиру того времени, например, городовой на свинье, или городовой со взятками. Игрушки делали размером с ладонь, дудки покрывали масляной краской, с вкраплениями бронзы и серебрянки. Основным мотивом служили домашние животные, офицеры, да барыни-дуры.
В 30-ых гг. двадцатого века в лепке животных сложились особые «сказочные» скульптурные приемы, которые переносили зрителя из мира обычного в мир гротескный и совершенно фантастический. Неповторимая абашевская манера подарила игрушкам всемирную славу, их можно увидеть не только в Русском музее Санкт-Петербурга, в музеях Пензы и Сергиева Посада или в Государственном историческом музее Москвы, многие экземпляры экспонировались на самых престижных выставках Лондона и Парижа.
Хотя, начинался промысел тяжело. В 19 веке абашевцы умели делать только черную посуду, не выдерживающую конкуренции с более продвинутыми гончарными мастерскими. Всех выручил отходник Тихон Ечкин, который, возвратившись с заработков, привез в родное село технологию покрытия посуды зеленой глазурью.
Абашевская Ð¸Ð³Ñ€ÑƒÑˆÐºÐ°С этого момента гончарный бизнес пошел в гору, оставалось лишь снабдить мастеровых достаточным количеством глины. Добыча ее сопряжена со многими трудностями и риском. Копать глину можно было только с ноября по март, пока холодно, чтобы промерзшая земля уменьшала вероятность обвала. Каждая яма достигала глубины 13 метров и в диаметре до 2 метров. Восемь рабочих копали такую яму 20 дней, оставляя ее на ночь для промерзания стенок. Несмотря на предосторожности, случаи, когда гончаров заваливало насмерть, происходили периодически. Два долгих месяца требовалось на разработку одной ямы.
Игрушечники считались среди гончаров узкими специалистами, способными выделывать самые диковинные фигурки по исстари сохранившимся образцам. Некоторые мастера, уходя от устоявшихся форм, предпринимали попытки осовременить изделие. Другие — придумывали новые игрушки самостоятельно. Кроме свистулек, популярностью пользовались всадники, петушки, собачки, коровы, козлы, бараны и даже существа, которых идентифицировать-то непросто, будто село Адашево посетили космические пришельцы, и были запечатлены в глине тамошними мастерами.
Секреты лепки и обжига тщательно скрывали от посторонних глаз, бережно передавая внутри семьи, от отца к сыну. Обучать детей начинали с 8-летнего возраста. Есть поверье, будто глина обладает лечебными свойствами, избавляет от тревоги, а семью ограждает от дурного влияния, и в этом была какая-то воспитательная функция.
Умелец при работе вкладывает в глину свои лучшие побуждения, радость и любовь, его добрые качества распространяются на всю семью и на тех людей, которые в будущем этими игрушками будут владеть. В народе до сих пор глину считают идеальным проводником чувств и эмоций, относятся к ней почти как к лекарству, а глиняные игрушки абашевских мастеров прямо называют оберегом от темных сил.

Возврат к списку