Холуй и Мстера / Kholui and Mstera

Холуй и Мстера / Kholui and Mstera

Язык/Language: Русский   English

Холуй и Мстера

 

Русская лаковая миниатюра – один из выдающихся видов народных промыслов, родиной которого считался Китай. В России расписные веера и подносы появились еще в XVII веке, и местные умельцы старательно подражали заморской технике. В окрестностях Москвы и Петербурга было множество мастерских, но уцелело всего несколько центров. 

Холуйская миниатюра

2e7221a81bde879ff1c3168cac4476b4.jpgОдин из этих центров – поселок Холуй в Ивановской области. Изначально местные мастера в основном занимались иконописью, делая иконы для Троице-Сергиевой Лавры, а также для населения окрестностей, однако, позднее сосредоточились на миниатюре, исполняющейся темперой на папье-маше. Холуйская миниатюра имеет интересную отличительную черту: мастера с самого начала обучались рисовать не на предметах, а на листах картона, выкрашенных в черный цвет. В 1934 году здесь появилась художественная артель, которая успешно развивала промысел. После войны сформировался особый стиль мастеров из Холуя, главной чертой которого является использование в работа синевато-зеленого и желтовато-коричневого тонов. Мастера расписывали шкатулки, украшали сундуки «под старину», разрисовывали пудреницы, игольницы. Для своих миниатюр они выбирали самые разноплановые сюжеты – на них появлялась русская природа и архитектурные пейзажи, исторические события, фольклорные сюжеты. Со временем у художников сложился особый стиль: лаконичное и объемное изображение, крупные планы, минимальное количество деталей. Обрамление миниатюры делали из сусального золота с добавлением вишневой смолы. 

Мстерская миниатюра


e090fe635d53f8fbe4af306e025d84f2.jpgЕще один центр лаковой миниатюры – село Мстера, расположенное во Владимирской области. Его мастера, как и их «коллеги» из Холуя, первоначально специализировались на миниатюрных иконах, которые они делали для Богоявленского монастыря: этому ремеслу местных жителей обучили монахи. После революции, в 1920-х годах, когда иконы фактически оказались под запретом, жители Мстеры начали изображать на миниатюрах жизнь русской деревни. Неспокойное революционное время, торжество пролетариата, создание колхозов и другие реалии окружающей действительности диктовали им новые темы для творчества. Покупатели на ура разбирали «пролетарское искусство». Художники из Мстеры писали в лубочном стиле или по мотивам голландских пейзажей, избегали черного фона, поэтому изделия, которые украшала мстерская миниатюра, смотрелись нарядно и празднично. Таким образом в Мстере сформировался собственный уникальный стиль, который востребован и на сегодняшний день, в том числе, и среди зарубежных любителей русской культуры.

Kholui and Mstera

Russian lacquer miniature is one of the outstanding types of folk crafts, the birthplace of which was considered to be China. In Russia, painted fans and trays appeared in the XVII century, and local craftsmen diligently imitated the overseas technique. There were a lot of workshops around Moscow and St. Petersburg, but only a few centers survived.  

Kholui miniature

2e7221a81bde879ff1c3168cac4476b4.jpg

One of these centers is the village of Kholui in the Ivanovo region. Initially, local masters were mainly engaged in icon painting, making icons for the St.Sergius Lavra, as well as for the population of the surrounding areas. However, they later focused on the miniature, performed by tempera on papier-mache. Kholui miniature has an interesting distinctive feature: the masters from the very beginning were trained to draw not on objects, but on sheets of cardboard, painted black. In 1934 there was an art cluster created which successfully developed the craft. After the war, the artists from Kholui developed a special style, the main feature of which was the use of the bluish-green and yellowish-brown. Masters painted boxes, decorated chests in "antique" style, painted loose powder boxes, needle holders. For their miniatures, they chose the most diverse subjects, such as Russian nature and architectural landscapes, historical events, folklore stories. Over time, the artists have developed a special style: concise and three-dimensional image, close-ups, a minimum detail. The miniatures were framed with gold leaf with the addition of cherry resin.

Mstera miniature

e090fe635d53f8fbe4af306e025d84f2.jpg

Another center of lacquer miniature is the village Mstera, located in the Vladimir region. The local masters, as well as their "colleagues" from Kholui, originally specialized in miniature icons that they made for the Epiphany monastery: this craft was taught to local residents by monks. After the revolution, in the 1920s, when the icons were actually banned, the residents of Mstera began to depict the life of the Russian village on miniatures. Turbulent revolutionary time, the triumph of the proletariat, creation of collective farms and other actualities of the surrounding reality provided them with new creative themes. Customers loved the "proletarian art". Artists from Mstera painted in a popular style or used motifs of Dutch landscapes, avoiding black background, so the products adorned by the Mstera miniature, looked elegant and festive. Thus, Mstera has formed its own unique style, which continues to be in demand today, including among the foreign fans of the Russian culture. 

 

Возврат к списку