Полхов-майданская матрёшка

Полхов-майданская матрёшка

Язык/Language: Русский   English

Полхов-майданская матрёшка

Матрешка 15 местПо одной из версий, С.В. Малютин, воодушевившись японской игрушкой Дарума, решил создать прототип и добавить в нее русской души, назвав Матрёшей – в то время имя ассоциировалось со здоровой матерью большого семейства. Кукле подобрали этнографический наряд, наградили дородной фигурой, вложили одну в другую, и получались матрешка. Идею реализовал мастер из Сергиева Посада в XIX. Чуть позже в дизайн игрушки стали вносить изменения и другие регионы.

Матрёшка Полхов-Майданская

В селе Полховский Майдан Нижегородской области, на матрешках выводили затейливые и яркие узоры, которые и отличали их от остальных. Правда, не сразу, вначале ее вовсе не расписывали, чуть позже начали выжигать узоры, а в 1972 году основали объединение художников "Полх-Майданская роспись". Поставили производство на поток и благодаря этому зарабатывают деньги до сих пор. Разделение труда с того времени не изменилось: мужчины изготавливают заготовки, женщины занимаются росписью.

Вид матрёшки

По форме Полхов-Майданская матрешка не особо отличалась от классической; это была все та же двусоставная деревянная игрушка с уменьшенными копиями себя внутри; единственные отличия – вытянутая фигура, плоская голова и широкая шея. Главное отличие – колоритная роспись. В фантазии жителям Полховского Майдана не занимать, они постоянно экспериментировали с обликом матрешки, не задерживаясь на каком-то одном. В итоге не только краска создала ей образ, но и молва.

Легенда

В стародавние времена бывшая крестьянка Алёна стала предводительницей отряда в армии Степана Разина. В подчинении у нее по большей части были непокорные предки полх-майданских ремесленников. С ними Алёна доставлял немало проблем врагу. Но в конечном итоге она попала в плен к князю Долгорукому, который приговорил ее к сожжению на костре. На месте гибели атаманши выросла красная роза, которую и стали изображать на матрешке в память об Алёне.

Румяна матрешки

Технология изготовления матрешек менялась лихо. Сначала красили масляными красками, затем стали выжигать контуры рисунка, потом перешли на более быстродейственный метод – обработку тушью. В конце концов законченность образу куклы придали анилиновые красители. Эта броская сочная краска стала визитка полх-майданских кустарей.

Появление акриловой краски и гуаши, а также массовое производство, привели к упрощению образа матрешки и утрате особого колорита. Впрочем, остались еще те, кто расписывают их анилиновыми красками, сохраняя в матрешках истинный русский дух.

Вам также может быть интересно прочитать о:

1) Вятская матрешка

2) Загорская/Посадская матрешка

3) Семёновская/Хохломская матрешка

4) Авторская матрешка

5) Первая русская матрешка

Возврат к списку